Контейнерный терминал - обзор техники. Транспортировка и хранение грузов.
Про создателя контейнеров мы уже писали ранее. Первый корабль, приспособленный для перевозки контейнеров появился в 1955 году и назывался Clifford J. Rogers. Малком Маклин переоборудовал старые танкера для перевозки контейнеров. Через пять шесть лет в 1961 году компанией Маклина были разработаны ISO-стандарты для перевозки контейнеров и назывались они Technical Committee 104. Через 4 года в Европе, на верфях Германии был построен первый контейнеровоз, который предназначался только для перевозки контейнеров.
Так как в первые годы появления контейнеров не была создана еще инфраструктура, то грузили контейнеры с помощью портовых терминальных кранов и стандартных вилочных погрузчиков. Затем рост контейнерных перевозок привел к необходимости создания специализированной техники для работы с контейнерами.
Были разработаны портальные краны на пневмоколесном ходу (gantry crane):
челночные контейнеровозы (shuttle carrier):
портальные контейнеровозы (straddle carrier):
К концу 20 века основным универсальным и удобным способом погрузки-разгрузки контейнеров стал ричстакер (reach stacker). Разработка первого ричстакера была поручена итальянской компании Belotti, специализирующейся на производстве кранов для строительства. Модель называлась Belotti B69 и работала только с 20-и футовыми контейнерами. Затем подобные машины стали производить компании Sisu, Ormig, PPM.
Вообще появление специализированной техники было обосновано тем, что затраты на поддержку обычных систем обработки грузов-контейнеров требует большой и не всегда оправданной инфраструктуры. Понятно, что такая система не подходит для небольших терминалов при небольшом грузообороте. Традиционно применяемая техника для работы с грузами имеет специализированную направленность и не может применяться при работе с несколькими видами транспорта при интермодальных х грузоперевозках.
Универсальность ричстакера в том, что он может заменить портовые краны, вилочные погрузчики, челночные контейнеровозы. К тому же ричстакер более проворен на маленьких площадках.


Конструкция их позволяет отказаться от применения выносных опор (аутригеров) для работы с контейнерами. Только наиболее мощные и тяжелые ричстакеры (рейл-стакеры) используют фронтальные опоры-стабилизаторы для операций с тяжелыми контейнерами, доставленных железнодорожным транспортом не на первый , а на второй путь.
Поворот колес ричстакеров осуществляется с помощью гидроцилиндров
Рабочий орган ричстакера (автоматический захват для контейнеров) – это безветвевой спредер (т. е. без гибкой подвески, как у кранов и транспортеров с порталом), смонтированный на грузоподъемной стреле и обычно оснащенный механизмом наклона рамы с четырьмя степенями свободы: наклон в продольной и поперечной плоскостях, осуществление поворота контейнера в плане или изменение расстояния между захватами на раздвижной раме. Последнее позволяет компенсировать нагрузки на захваты при смещении центра масс контейнера, а также выровнять зазоры между рядами контейнеров (этим компенсируется неточность подъезда ричстакера к контейнерному ряду).

Операция изменения расстояния между захватами осуществляется перемещением закрепленных на раздвижной раме поперечных балок с угловыми замками. Универсальные спредеры оснащены индивидуальным или централизованным электро- или гидроприводом поворотных замков – поворотных штырей, которые при посадке сверху в прорези четырех верхних угловых фитингов контейнера доворачиваются на угол 90°, осуществляя тем самым его захват. Кроме этого на спредере монтируют вспомогательные навесные рамы, предназначенные для работы с контейнерами определенного типоразмера. Поскольку на складах используют не только универсальные контейнеры, спредер может быть оснащен адаптером для обработки спецконтейнеров или автомобильных прицепов. Спредеры выпускают как сами производители ричстакеров, так и сторонние компании, например голландская Stinis, шведские ELME и Bromma.
Ричстакеры эффективно применять на небольших интермодальных терминалах или при малых объемах работ
Основными характеристиками ричстакера являются грузоподъемность и этажность при работе с контейнерами. Практически все продуценты делают ричстакеры в варианте для работы с контейнерами высотой 2896 мм (9’6”) и 2591 мм (8’6”). При этом если ричстакер способен укладывать шесть ярусов контейнеров высотой 2591 мм, то такая же этажность будет при работе с контейнерами высотой 2896 мм.
По классам грузоподъемности ричстакеры разделяются на машины для обработки порожних и груженых контейнеров. Система контроля нагрузки, установленная на спредере, позволяет узнать массу контейнера, выводя показатель на сенсорный монитор в кабине оператора. В последнее время в ричстакеры встраивают совмещенные с радиомодемом системы глобального мониторинга на основе Интернет-технологий, позволяющие владельцу груза и оператору базовой станции получать операционную, техническую и сервисную информацию. Помимо прочего такие системы позволяют отслеживать перемещение контейнеров и вести их учет в режиме реального времени.